moscow-graphology

Московская Школа Графологии

Акции

forum
Возраст в почерке

Ни для кого не секрет, что с точки зрения психологии существуют два вида возраста: хронологический – тот, который указан в документах, удостоверяющих личность, и психологический. В различных справочниках и энциклопедиях, особенно психологических, можно найти массу различных определений того, что такое психологический возраст, причем, некоторые из них абсолютно нечитабельные и непонятные для человека без специального образования.

 

Мне понравилось одно из самых простых: «Психологический возраст – это непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним».

 

Для тех, кто уже что-то слышал об анализе почерка, очевидно, что почерк позволяет определить именно психологический, а вовсе не хронологический возраст. Поэтому если графолог имеет дело не с человеком, сидящим напротив, а, например, с человеком, находящемся по другую сторону скайпа или иного вида электронной связи, то ему важно знать хронологический возраст автора почерка.

 

Может возникнуть вопрос: зачем? Для того, чтобы оценить, насколько хронологический и психологический возраст автора почерка совпадают.

Разумеется, если они совпадают, то все супер и дальше здесь нечего обсуждать. А если не совпадают?!

Исходя из своей практики анализа почерка я могу условно разделить соотношение между психологическим и хронологическим возрастом в том случае, когда они не совпадают, следующим образом:

 

Как Вы можете заметить, таблицу выше можно разделить на две половины, «плюсовую» и «минусовую». 

 

В «плюсовой» половине находятся варианты, при которых человек обладает лучшими способностями к адаптации в окружающей среде, чем большинство людей одного с ним возраста. В большинстве случаев это указывает на высокий уровень развития личности и оптимальную гибкость по отношению ко внешним обстоятельствам. Ниже я приведу конкретные примеры того, как это может выглядеть в почерке, и опишу, чем живет автор такого почерка.

 

В «минусовой» половине можно увидеть варианты, при которых по сравнению с большинством людей своего возраста человек имеет несколько бОльшие сложности в адаптации к окружающей среде. Такой человек не всегда способен действовать в соответствии со складывающейся ситуацией. Во-первых, он не всегда может оценить эту ситуацию объективно, во-вторых, не всегда понимает, какие действия будут наилучшими. Ниже я подробно раскрою то, как это проявляется у конкретных людей и как это может выглядеть в почерке.

 

Итак, перейдем к примерам.

Первый пункт таблички: по хронологическому возрасту человек старше, чем по психологическому, то есть человек гораздо лучше адаптируется к требованиям социума, чем большинство людей той же возрастной категории. Как это выглядит в жизни? Я думаю, Вы все встречали разных людей в возрасте: одни из них говорят что-то типа «вот поживешь с мое…» (при этом часто будучи не настолько старыми), а другие, наоборот, считают, что у них еще много всего впереди, и они еще полный желаний и сил. Именно об этой, второй категории сейчас и идет речь. Здесь очень хочется вспомнить высказывание о том, что нам столько лет, на сколько мы себя чувствуем. Об этом же говорит и этот почерк.

Автору почерка уже за 70, но почерк отражает присутствие сил и энергии, которые не всегда есть у более молодых людей. Почерк транслирует молодость и активность человека лет 30-40. В чем это выражается? Почерк активно продвигается, он упрощен и организован. В почерке нет никаких признаков возрастной усталости, таких как: дрожание и неуверенная форма букв, признаки физических заболеваний, которые влияют на почерк, возрастная усталость и разочарование от жизни, которые часто присутствуют в почерках людей в возрасте.

 

Следующий пункт таблички: по психологическому возрасту человек старше, чем по хронологическому. В этом случае так же, как и в предыдущем человек гораздо лучше адаптируется к требованиям среды, чем большинство людей своей возрастной категории. Здесь речь идет о молодых людях (приблизительно от 16 до 25 лет), которые уже являются психологически зрелыми и способными брать на себя ответственность за свою жизнь.

 

Ни для кого не секрет, что в современном обществе взросление происходит гораздо позже, чем даже 50 лет назад, не говоря уже о более отдаленном прошлом. Несмотря на то, что юридически человек считается взрослым в 18 лет, большинство людей этого возраста не работают, а учатся, и живут при этом с родителями, что часто способствует задержке психологического взросления. Поэтому признаки подростковой незрелости, отражающие процесс становления психики юной личности, настоящее время считаются нормальными у людей приблизительно до 25 лет.

Однако данный пример говорит совершенно о другом, противоположном явлении. Автору почерка 17 лет, но почерк отражает уже сложившуюся, психологически зрелую личность. В этом почерке нет признаков психологической незрелости, которая вполне естественна в этом возрасте. По почерку видно, что психика автора вполне сформировалась, так же, как и определенное мировоззрение и мировосприятие.

 

Третий пункт таблички противоположен первому: по психологическому возрасту человек старше, чем по хронологическому. Что это значит в реальной жизни и как это выглядит в почерке? Речь идет о том, что иногда у молодых людей (приблизительно 16 – 25 лет) в почерке появляются признаки того, о чем я писала выше: усталость и разочарование от жизни, которые часто присутствуют в почерках людей в возрасте. Такой почерк говорит о том, что автор уже все повидал и во всем разочаровался. В почерках на русском языке, так же, как и в примере, часто присутствуют признаки гипер-ответственности и неспособности расслабиться и просто получать от жизни удовольствие, как и полагается молодым людям.

 

Вы можете возразить: А если у молодого человека и правда была тяжелая жизнь? На это могу ответить, что все возможно, однако любые события воспринимаются нами субъективно, поэтому «тяжелой» свою жизнь может считать и человек, который вполне себе благополучен по своим внешним обстоятельствам. Какие причины могут приводить не просто к ранней зрелости, но к психологической «старости»? Разница же между зрелостью и старостью в том, что адаптация психологически зрелого человека к внешним обстоятельствам хорошая, а адаптация психологически старого человека затруднена. Она затруднена именно тем, что он разочарован, часто воспринимает мир враждебным, а жизнь как постоянную борьбу. Иногда такие люди могут внутренне чувствовать себя атлантами, держащими мир на своих плечах.

Автору данного почерка 20 лет, но при этом почерк отражает очень высокий уровень контроля, который крайне ограничивает внутреннюю свободу и не позволяет автору почерка проявлять себя естественно. Кроме того, внутренняя свобода автора почерка ограничена очень жесткими моральными принципами и требованиями, в первую очередь, к самой себе. Все вместе это затрудняет адаптацию в среде сверстников.

 

Может возникнуть вопрос: В чем разница с предыдущим примером, ведь там тоже речь идет о молодой девушке, которая психологически взрослее своих лет? Разница в том, что девушка из предыдущего примера обладает достаточной внутренней свободой и гибкостью, которые позволяют ей четко разделять, в каких ситуациях уместно быть принципиальной и настаивать на своих взглядах, а в каких это бесполезно и может даже вредить. Автору данного почерка это делать очень сложно, так как границы "хорошо" и "плохо" слишком четко очерчены.

 

И последний пукт таблички: по психологическому возрасту человек моложе, чем по хронологическому. Здесь речь идет о застревании в подростковом возрасте. Я бы сказала, что это явление самое распространенное в современном обществе по сравнению со всеми вышеописанными примерами.

 

Как я уже писала, в настоящее время психологическое взросление происходит позднее, чем это было раньше. Сама тенденция общества, в том числе и юридическая, защищать детей, ведет к тому, что у детей прав больше, чем у взрослых, соответственно, само взросление становится невыгодным для многих молодых людей. Очень часто это приводит к тому, что психологически молодые люди отказываются взрослеть, то есть адаптироваться в социуме в соответствии со своим хронологическим возрастом. Во многом взросление связано с тем, чтобы брать на себя ответственность, в первую очередь за свою собственную жизнь.

 

Однако причины такого «застревания» в подростковом возрасте, а также сами проявления его могут различаться.

 

Давайте посмотрим, как это бывает, на конкретных примерах.

Перед нами почерк молодого человека 27 лет. При этом психологический возраст почерка находится в районе 12-14 лет, что связано с высоким уровнем психологического неблагополучия автора. Иногда именно серьезные внутренние проблемы могут как бы отбрасывать человека назад.

 

Однако бывает несколько иная ситуация, не связанная с психологическим благополучием. Часто психологическая молодость, не соответствующая возрасту по паспорту, может выражаться в недостаточной уверенности в себе, робости и несмелости, которые также свойственны подросткам. Это несколько иная позиция, в ней нет протеста и/или борьбы, но при этом нет реальной внутренней ответственности в первую очередь, за свою собственную жизнь. Человек чувствует себя беспомощным перед обстоятельствами жизни, ему кажется, что от него мало что зависит, и он ни на что не может повлиять.

Автору почерка 37 лет, но при этом почерк отражает вышеописанные робость и нерешительность, сомнения в своей способности справиться с обстоятельствами жизни.  

 

Я думаю, что Вы заметили, что в данной статье много говорилось об ответственности в связи с разными видами несоответствия психологического и хронологического возрастов. Дело в том, что в каждом возрасте у человека есть некая мера ответственности за свои поступки и за свою жизнь в целом, и чем человек старше, тем она выше. Именно поэтому, когда человек молод, но мера его ответственности гораздо выше, чем у сверстников, то он либо справляется и взрослеет, либо не справляется и или застревает в этом возрасте, или наоборот становится психологически старым, уставшим человеком. И наоборот, если взрослый человек отказывается брать на себя ответственность, то это может давать в почерке признаки незрелости.

 

Я постаралась рассмотреть здесь основные тенденции в различиях между психологическим и хронологическим возрастом людей, однако все равно каждый случай индивидуален, в нем есть некие личностные особенности именно этого человека, которые важно учитывать.

 

Татьяна Ефремова

 
Если интересно, то можно поделиться...

Наши друзья

Школа Таро
Сайт Андрея Ширяева - Таро и космоэнергетика